Государственный Комитет цен и тарифов
Чеченской Республики

 

   

Общественная приемная

Задать вопрос

Наши контакты

Телефон/факс:

(88712) 22-25-48

E-mail:

gkzchr@rambler.ru

Адрес:

364020, г. Грозный,
Старопромысловское шоссе, 7

Могут ли МУП, ГУП выступать в качестве государственного заказчика?

Вопрос

Могут ли МУП, ГУП выступать в качестве государственного заказчика? Обязано ли МУП, ГУП при осуществлении проектных и строительных работ по прокладке водопровода за счет собственных средств действовать в рамках Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»?

Ответ

Государственные и Муниципальные унитарные предприятия согласно Федеральному закону от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не могут выступать в качестве государственного заказчика, его потребности в товарах, работах, услугах не могут рассматриваться как государственные нужды. Соответственно, они не обязаны размещать заказы в соответствии с нормами законодательства о размещении государственного заказа.

Государственными и муниципальными заказчиками могут выступать, соответственно, государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования (ст. 4 Закона N 94-ФЗ).

Поскольку Закон N 94-ФЗ основывается на положениях Гражданского кодекса РФ и Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ) (п. 1 ст. 2 Закона N 94-ФЗ), для того, чтобы точнее определить, кто может быть отнесен к получателям бюджетных средств и, соответственно, государственным и муниципальным заказчикам, следует обратиться к определению понятия «получатели средств бюджета», содержащемуся в законодательстве (БК РФ).

Из содержания ст. 6 БК РФ следует, что под получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) следует понимать орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено БК РФ.

Отсюда можно сделать вывод, что данным Законом N 94-ФЗ перечень лиц, которые могут выступать в качестве государственных и муниципальных заказчиков, является исчерпывающим. Унитарные предприятия в этом перечне не указаны. Кроме того, необходимо учитывать следующее.

Согласно п. 1 ст. 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). В силу  п. 2 ст. 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится, соответственно, в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 1, п. 2 ст. 113 ГК РФ).

Соответственно потребности унитарного предприятия в товарах, работах, услугах не могут рассматриваться как государственные или муниципальные нужды, а само унитарное предприятие не может выступать в качестве государственного или муниципального заказчика.

Косвенным образом это подтверждается в письме Министерства экономического развития и торговли РФ от 18.01.2008 N Д04-90 «По вопросу разъяснений, связанных с применением Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ» относительно автономных учреждений, которые также являются юридическими лицами, имущество которых находится в собственности государства или муниципальных образований, но которые не являются получателями средств соответствующего бюджета согласно БК РФ.

Соответственно обязательность проведения процедур, предусмотренных Законом N 94-ФЗ, на унитарные предприятия не распространяется.

Собственник (представитель собственника) имущества унитарного предприятия в рамках своих полномочий может обязать предприятие размещать заказы в порядке, аналогичном установленному Законом N 94-ФЗ. Но в таком случае исполнение требования соблюдения предприятием такового порядка или согласования возможности отступления от него целиком зависит от воли собственника, поскольку законодательство данный вопрос не регулирует.



© 2008-2018, Государственный Комитет цен и тарифов Чеченской Республики
Работает на 4Site CMS
Сделано в Метод Лаб

Главная страницаПосмотреть карту сайтаНаписать письмо